Нормативно-правовые акты

Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 385

О семеноводстве

Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 385

 
Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 3, ст. 16; "Казахстанская правда" от 14 февраля 2003 года № 45-46


 Сноска. По всему тексту слова "уполномоченным государственным органом в области семеноводства", "уполномоченного государственного органа в области семеноводства", "уполномоченный государственный орган в области семеноводства", "государственным органом в области семеноводства" заменены соответственно словами "уполномоченным органом", "уполномоченного органа", "уполномоченный орган" Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области семеноводства и направлен на регулирование вопросов организации и функционирования системы семеноводства и государственного контроля за производством, заготовкой, обработкой, хранением, транспортировкой, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных растений.

Глава 1. Общие положения

 Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

 1) исключен Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2);

 1-1) агент - юридическое лицо, сто процентов акций (долей) которого принадлежит национальному управляющему холдингу в сфере агропромышленного комплекса или его дочерней организации, определенное Правительством Республики Казахстан и осуществляющее в пределах своей компетенции полномочия по управлению государственными ресурсами семян;

 2) аттестация - установление (подтверждение) соответствия физических и (или) юридических лиц статусу субъекта семеноводства;

 3) свидетельство об аттестации - документ, выданный в пределах компетенции уполномоченным государственным органом в области семеноводства или местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), свидетельствующий о признании государством деятельности аттестованных субъектов в области семеноводства;

 4) сельскохозяйственные растения - зерновые, зернобобовые, крупяные, кормовые, масличные, эфиромасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные культуры, картофель, виноград;

 5) апробатор - физическое лицо, аттестованное в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан на право проведения апробации сортовых посевов сельскохозяйственных растений;

 6) контрольные испытания - установление сохранности признаков сорта сельскохозяйственного растения и соответствия разновидности данному сорту;

 7) оригинальные семена - семена, произведенные автором сорта сельскохозяйственного растения, уполномоченным им лицом или оригинатором сорта и предназначенные для производства элитных семян;

 8) семена первой, второй и третьей репродукций - последующее размножение семян элиты по годам: первый год - первая репродукция, второй год - вторая репродукция, третий год - третья репродукция;

 9) апробация посевов - определение сортовых качеств посевов сельскохозяйственных растений: сортовой чистоты, сортовой типичности, степени засоренности, поражения болезнями и повреждения вредителями;

 10) грунтовая оценка - установление принадлежности семян к определенному виду, сорту и их сортовой чистоты путем посева на специальных участках и последующей проверки сортовых качеств по растениям;

 11) лабораторные сортовые испытания - установление принадлежности семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты семян путем проведения лабораторного анализа;

 12) некондиционные семена - семена, по сортовым и посевным качествам не соответствующие требованиям нормативных документов по стандартизации в области семеноводства;

 12-1) Государственная комиссия по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур - организация, находящаяся в ведении уполномоченного органа, осуществляющая экспертизу и испытание сортов растений на патентоспособность и хозяйственную полезность;

 13) сортосмена - замена производителями семян старых, возделываемых в производстве сортов новыми, допущенными к использованию сортами, более продуктивными или превосходящими заменяемые сорта по хозяйственно ценным признакам и свойствам;

 14) сортообновление - замена семян, сортовые и биологические качества которых ухудшились при использовании в производстве, лучшими семенами того же сорта;

 15) сортовая типичность - показатель сортовой чистоты перекрестно-опыляющихся сельскохозяйственных растений;

 16) оригинатор сорта - физическое или юридическое лицо, которое обеспечивает сохранение сорта;

 17) сортовой контроль - контроль за осуществлением мероприятий по определению сортовой чистоты посевов сельскохозяйственных растений и установлению принадлежности семян к определенному сорту;

 18) сортоиспытание - экспертиза и испытание селекционного достижения на патентоспособность и хозяйственную полезность, проводимые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

 19) сортовая чистота - процентное отношение числа растений или стеблей основного сорта к общему числу растений или стеблей данного сельскохозяйственного растения;

 20) суперэлитные семена - семена, принадлежащие к оригинальным, получаемые из урожая питомника размножения, соответствующие требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства и предназначенные для производства элитных семян;

 21) семена - генеративные и вегетативные органы растений, используемые для воспроизводства сорта: собственно семена, плоды, части сложных плодов, соплодия, колоски, саженцы, луковицы, клубни, черенки, меристема и другие;

 22) кондиционность семян - соответствие семян требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства;

 23) сортовые качества семян - совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственного растения;

 24) партия семян - определенное количество однородных по происхождению и качеству семян, подтвержденное соответствующим документом (актом апробации, аттестатом на семена, свидетельством на семена, удостоверением о кондиционности семян, результатом анализа семян, карантинным сертификатом, фитосанитарным сертификатом или импортным карантинным разрешением);

 25) семенной контроль - контроль за осуществлением мероприятий по определению посевных качеств семян, за соблюдением требований законодательства Республики пригодности для посева (посадки);

 28) производители семян - физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области семеноводства в соответствии с настоящим Законом;

 29) семеноводческое хозяйство - хозяйствующий субъект, аттестованный местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), осуществляющий производство и реализацию семян первой, второй и третьей репродукций;

 29-1) реализатор семян - физическое или юридическое лицо, аттестованное местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), осуществляющее деятельность по реализации партий семян сельскохозяйственных растений и (или) выдаче семенной ссуды;

 30) лаборатория по экспертизе качества семян - юридическое лицо, аттестованное в установленном порядке на право проведения исследований сортовых и посевных качеств семян на соответствие их требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства;

 31) семенная экспертиза - комплекс мероприятий по определению сортовых и посевных качеств семян на их соответствие требованиям технических регламентов и нормативным документам по стандартизации в области семеноводства;

 32) семенной эксперт - специалист лаборатории по экспертизе качества семян, аттестованный в порядке, установленном уполномоченным органом, на право проведения экспертизы сортовых и посевных качеств семян;

 33) семеноводство - деятельность, включающая в себя комплекс мероприятий по производству, заготовке, обработке, хранению, транспортировке, реализации и использованию семян, а также государственный контроль, в том числе сортовой и семенной;

 34) государственный инспектор по семеноводству - должностное лицо уполномоченного органа, осуществляющее государственный контроль в области семеноводства;

 35) схема семеноводства - группа взаимосвязанных питомников и семенных посевов, в которых в определенной последовательности путем отбора и размножения осуществляется процесс воспроизведения сорта;

 36) уполномоченный государственный орган в области семеноводства (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию государственной политики в области семеноводства и его научного обеспечения, координацию и регулирование деятельности участников семеноводства;

 37) элитные семена - семена сельскохозяйственных растений, которые получены от оригинальных или суперэлитных семян и соответствуют требованиям законодательства Республики Казахстан о семеноводстве;

 38) элитно-семеноводческое хозяйство - хозяйствующий субъект, аттестованный местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), осуществляющий производство и реализацию элитных семян.
 Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными законами РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 2. Объекты и субъекты в области семеноводства

 1. К объектам в области семеноводства относятся:
 сорт (клон, линия, гибрид, популяция, смесь сортов);
 семена;
 семенные и семеноводческие посевы и насаждения.

 2. К субъектам в области семеноводства относятся:
 автор сорта;
 оригинатор сорта;
 производители семян;
 потребители семян, за исключением физических лиц, занимающихся производством семян для использования на приусадебных, садовых, дачных и огородных участках без права их реализации;
 физические и (или) юридические лица, оказывающие услуги по определению сортовых и посевных качеств семян;
 реализаторы семян;
 Государственная комиссия по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур;
 агент.
 Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о семеноводстве

 1. Законодательство Республики Казахстан о семеноводстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование и управление в области семеноводства

 Статья 4. Государственное регулирование в области семеноводства

 Государственное регулирование в области семеноводства осуществляется посредством:
 1) аттестации субъектов семеноводства, включающей:
 первичную аттестацию субъектов семеноводства;
 переаттестацию субъектов семеноводства по истечении срока действия свидетельства об аттестации:
 производителей оригинальных семян - один раз в пять лет;
 элитно-семеноводческих хозяйств - один раз в три года;
 семеноводческих хозяйств - один раз в три года;
 реализаторов семян - один раз в два года;
 лабораторий по экспертизе качества семян - один раз в три года;
 апробаторов и семенных экспертов - один раз в три года;
 постаттестационное ежегодное обследование субъектов семеноводства на предмет соответствия квалификационным требованиям;
 2) ведения Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, и перечня перспективных сортов сельскохозяйственных растений;
 3) обязательной экспертизы семян на сортовые и посевные качества;
 4) проведения государственного контроля в области семеноводства;
 5) контроля за деятельностью аттестованных производителей семян на соответствие их квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом;
 6) проведения научных исследований фундаментального и прикладного характера в области семеноводства и селекции по сохранению, развитию и использованию генофонда сельскохозяйственных растений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
 7) субсидирования производства, реализации и закупа оригинальных и элитных семян сортов, допущенных к использованию в Республике Казахстан;
 8) государственного обеспечения сортоиспытания сельскохозяйственных растений, экспертизы сортовых и посевных качеств семян, в том числе семян, предназначенных для посева отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями;
 9) формирования государственных ресурсов семян и контроля за их количественно-качественным состоянием;
 10) формирования инвестиционной, кредитной политики в области семеноводства;
 11) правовой защиты интересов субъектов семеноводства при осуществлении международного сотрудничества в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
 12) снижения в исключительных случаях на срок не более одного года установленных государственными стандартами показателей качества семян;
 13) (исключен)
 14) обеспечения безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность);
 15) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности в области семеноводства.
 Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области семеноводства

 Правительство Республики Казахстан:
 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области семеноводства;
 2) определяет уполномоченный орган;
 3) утверждает по представлению уполномоченного органа научно-технические и отраслевые программы по селекции и семеноводству;
 4) определяет по представлению уполномоченного органа направления государственной поддержки семеноводства, перечень сельскохозяйственных растений, семена которых подлежат субсидированию за счет бюджетных средств, и нормативы субсидий на них;
 5) определяет по представлению уполномоченного органа порядок формирования, хранения и использования государственных ресурсов семян, их структуру и объем;
 6) организует международное сотрудничество и заключает межправительственные соглашения в области семеноводства, в том числе по вопросам экспорта и импорта семян;
 7) утверждает по представлению уполномоченного государственного органа в области образования и уполномоченного органа программы подготовки и переподготовки кадров;
 7-1) утверждает перечни родов и видов растений, по которым патентоспособность и хозяйственн ая полезность оцениваются по данным государственного испытания или заявителя;
 8) определяет по представлению уполномоченного органа порядок субсидирования производства, реализации и закупа оригинальных и элитных семян сортов, допущенных к использованию в Республике Казахстан;
 9) определяет по представлению уполномоченного органа порядок проведения сортоиспытания сельскохозяйственных растений; V095646
 10) определяет по представлению уполномоченного органа порядок проведения экспертизы сортовых и посевных качеств семян, в том числе семян, предназначенных для посева отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями;
 11) утверждает технические регламенты.
 Примечание РЦПИ!
 Статью 5 предусмотрено дополнить пп. 12) - 14) в соответствии с Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводятся в действие с 13.10.2011).
 Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

 Примечание РЦПИ!
 В пункт 1 предусмотрены изменения Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводятся в действие с 13.10.2011).
 1. Уполномоченный орган:
 1) разрабатывает программы по развитию семеноводства;
 2) разрабатывает и реализует научно-технические программы по селекции, сортоиспытанию и семеноводству;
 3) осуществляет государственный контроль в области семеноводства;
 4) осуществляет формирование и управление государственными ресурсами семян и контроль за их количественно-качественным состоянием;
 5) прогнозирует объемы производства и реализации семян сортов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию в Республике Казахстан;
 6) утверждает нормативные правовые акты по аттестации производителей оригинальных и элитных семян, семян первой, второй и третьей репродукций, реализаторов семян, лабораторий по экспертизе качества семян, апробаторов и семенных экспертов;
 7) (исключен - от 10 января 2006 года № 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона № 116);
 7-1) разрабатывает перечни родов и видов растений, по которым патентоспособность и хозяйственная полезность оцениваются по данным государственного испытания или заявителя;
 7-2) утверждает:
 порядок ведения Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан;
 положение о республиканской комиссии по вопросам сортоиспытания сельскохозяйственных растений;
 методики проведения сортоиспытания сельскохозяйственных растений;
 порядок установления ежегодных квот производства оригинальных и реализации элитных семян, подлежащих субсидированию, для аттестованных субъектов семеноводства;
 8) рассматривает дела об административных правонарушениях в области семеноводства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
 9) утверждает порядок осуществления сортового и семенного контроля, проведения апробации сортовых посевов, грунтовой оценки, лабораторных сортовых испытаний, экспертизы качества семян и осуществляет контроль за их исполнением;
 10) (исключен)
 11) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам сортоиспытания и семеноводства и формы документации на семена;
 11-1) разрабатывает технические регламенты;
 12) вносит в уполномоченный государственный орган по техническому регулированию и метрологии предложения по совершенствованию существующих государственных стандартов и других нормативных документов по стандартизации в области семеноводства;
 13) выдает разрешение на снижение в исключительных случаях на срок не более одного года установленных государственными стандартами показателей качества семян на основании обращений местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы);
 14) разрабатывает и утверждает схемы и методы ведения первичного, элитного и промышленного (массового) семеноводства;
 15) организует государственные испытания сортов отечественной и иностранной селекции;
 16) регистрирует оригинаторов сортов в соответствии с правилами регистрации оригинаторов сортов, утвержденными уполномоченным органом;
 17) устанавливает предельную цену реализации на подлежащие субсидированию семена в пределах квот, определяемых в соответствии с подпунктом 20) настоящего пункта;
 18) осуществляет мониторинг семенных ресурсов республики;
 19) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество по селекции и семеноводству;
 20) определяет ежегодные квоты по каждому виду семян, подлежащих субсидированию:
 по оригинальным семенам - для каждого аттестованного субъекта в области семеноводства;
 по элитным семенам - для каждой административно-территориальной единицы;
 21) утверждает Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, и перечень перспективных сортов сельскохозяйственных растений;
 22) контролирует целевое использование просубсидированных оригинальных и элитных семян;
 23) разрабатывает и реализует программы подготовки и переподготовки научных кадров в области семеноводства, организует подготовку и повышение квалификации кадров апробаторов и семенных экспертов;
 24) осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов по проведению экспертизы сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений;
 25) (исключен);
 26) запрашивает необходимую информацию в области семеноводства сельскохозяйственных растений от местных исполнительных органов;
 27) составляет баланс семян по республике;
 28) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан";
 29) устанавливает формы описания сорта с заключением на выдачу патента, заключения о патентоспособности сорта;
 30) проводит аттестацию лабораторий по экспертизе качества семян с выдачей соответствующего свидетельства;
 31) утверждает формы предписания об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан о семеноводстве, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении.
 2. Уполномоченный орган осуществляет свою деятельность через территориальные органы.
 Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 6-1. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы)

 Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
 1) оказывают содействие уполномоченному органу в проведении работ по семеноводству в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
 2) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам соответствующие программы развития семеноводства, а также обеспечивают их исполнение;
 3) вносят на рассмотрение в уполномоченный орган предложения по объемам производства и реализации элитно-семеноводческими хозяйствами элитных семян;
 4) проводят аттестацию субъектов семеноводства (за исключением лабораторий по экспертизе качества семян) с выдачей соответствующего свидетельства;
 5) распределяют на основе научно обоснованных норм потребности в семенах на посевную площадь с учетом приоритетности культуры квоты:
 производства и реализации элитных семян - для элитно-семеноводческих хозяйств;
 производства, реализации и закупа семян первой, второй и третьей репродукций - для семеноводческих хозяйств и сельскохозяйственных товаропроизводителей;
 6) составляют балансы семян по области (городу республиканского значения, столице);
 7) обеспечивают предоставление в уполномоченный орган в сфере сельского хозяйства необходимой информации в области семеноводства сельскохозяйственных культур;
 8) содействуют в пределах своей компетенции формированию сельскохозяйственными товаропроизводителями страховых и переходящих фондов семян;
 9) реализуют программы субсидирования в сфере семеноводства;
 10) организуют работу по производству и обеспечению хозяйствующих субъектов собственными высококачественными семенами сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан;
 11) осуществляют организацию и координацию деятельности всех звеньев семеноводства по вопросам, связанным с производством и обеспечением хозяйствующих субъектов высококачественными семенами;
 12) вносят предложения по схемам и методам ведения первичного, элитного семеноводства и массового размножения семян сельскохозяйственных культур;
 13) вносят предложения в уполномоченный орган в области технического регулирования по совершенствованию государственных стандартов, инструкций и других нормативных правовых актов по семеноводству.
 Примечание РЦПИ!
 Статью 6-1 предусмотрено дополнить пп. 14) в соответствии с Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).
 Сноска. Глава дополнена статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 7. (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

 Статья 8. Государственные инспекторы по семеноводству уполномоченного органа и их полномочия

 1. Руководитель уполномоченного органа вправе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, присваивать дополнительные специальные наименования "Главный государственный инспектор по семеноводству Республики Казахстан" и "Государственный инспектор по семеноводству" к соответствующим должностям административных государственных служащих.
 2. Государственные инспекторы по семеноводству уполномоченного органа имеют право:
 1) осуществлять государственный контроль за соблюдением субъектами семеноводства схем и методов ведения первичного, элитного и промышленного (массового) семеноводства, утвержденных уполномоченным органом, методических и технологических требований в области семеноводства, в том числе сортовой и семенной контроль;
 Примечание РЦПИ!
 В подпункт 2) предусмотрено изменение Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).
 2) посещать субъекты семеноводства с целью государственного контроля на предмет соблюдения законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан о семеноводстве и получать от них информацию по вопросам осуществления деятельности в области семеноводства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
 3) проверять качество услуг, оказываемых аттестованными субъектами семеноводства;
 4) осуществлять инспектирование деятельности аттестованных производителей семян на предмет их соответствия квалификационным требованиям;
 5) выдавать предписания о нарушении законодательства Республики Казахстан о семеноводстве и составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении деятельности в области семеноводства;
 6) вносить в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) предложения о приостановлении действия свидетельства об аттестации, удостоверяющего право субъектов на осуществление деятельности в области семеноводства;
 7) проводить отбор проб из партий семян для осуществления государственного контроля качества семян;
 8) осуществлять контроль за целевым использованием субсидированных семян;
 9) (исключен).
 Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 9. Государственный контроль в области семеноводства

 1. Государственный контроль в области семеноводства осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, государственными инспекторами по семеноводству и направлен на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан о семеноводстве, государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
 2. Государственный контроль в области семеноводства предусматривает:
 1) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о семеноводстве при аттестации субъектов семеноводства, проводимой на предмет соответствия квалификационным требованиям, утверждаемым уполномоченным органом;
 2) сортовой и семенной контроль;
 3) контроль за деятельностью аттестованных субъектов семеноводства на соответствие их квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом;
 4) контроль за производством, заготовкой, хранением, реализацией, транспортировкой и использованием семян;
 5) контроль за государственным испытанием сортов сельскохозяйственных растений.
 3. Сортовой и семенной контроль включает:
 1) контроль за осуществлением мероприятий по производству, обработке, хранению, реализации и использованию семян на предмет соблюдения правил и норм семеноводства в следующие периоды:
 посева;
 вегетации сельскохозяйственных растений;
 уборки;
 засыпки семян;
 хранения семян;
 реализации (проверка подготовленных к реализации и реализованных партий семян, в том числе при экспорте и импорте, на соответствие их качества подтверждающим документам).
 Контроль производства семян у производителей семян, аттестованных в установленном порядке, включает следующие этапы:
 проверку полей, подготовленных для посева семян, - один раз в год перед посевом;
 проверку сортовых посевов в период вегетации - три раза в год;
 контроль апробации и полевых обследований сортовых и гибридных посевов - один раз в период апробации;
 контроль сбора (уборки), транспортировки, обработки (очистки) и хранения семян, готовности семенохранилищ - по два раза на каждый вид контроля в год;
 2) контроль за проведением экспертизы сортовых и посевных качеств семян, аттестованных лабораториями по экспертизе качества семян, за соблюдением ими нормативных правовых актов и стандартов в области семеноводства:
 два раза в год в период экспертизы качества семян, а также в порядке контроля при осуществлении государственных закупок услуг по экспертизе качества семян;
 в случае предъявления претензий к производителям семян, а также несогласия с результатами исследований семян на сортовые и посевные качества, выданными аттестованными лабораториями по экспертизе качества семян;
 3) проверку в период апробации работы аттестованных апробаторов, а также производителей семян на предмет соблюдения ими норм пункта 2 статьи 14 настоящего Закона;
 4) контроль за соблюдением субъектами семеноводства нормативных правовых актов, стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
 4. Государственный контроль в области семеноводства осуществляется в форме проверки и иных формах.
 5. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
 Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 31.01.2006 № 125; от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 10. Аттестация субъектов семеноводства

 1. Аттестации подлежат:
 1) лаборатории по экспертизе качества семян;
 2) производители оригинальных и элитных семян;
 3) производители семян первой, второй и третьей репродукций, предназначенных для реализации;
 4) физические лица, претендующие на присвоение статуса апробатора, апробаторы;
 5) физические лица, претендующие на присвоение статуса семенного эксперта, семенные эксперты;
 6) реализаторы семян.
 2. По истечении срока аттестации субъекты семеноводства обязаны пройти переаттестацию.
 Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 3. Организация семеноводства

 Статья 11. Система семеноводства

 1. Система семеноводства сельскохозяйственных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных государственных органов, научных организаций, субъектов семеноводства, обеспечивающих выведение, государственное сортоиспытание, массовое размножение сортов для целей сортосмены и сортообновления, производство, заготовку, обработку, хранение, транспортировку, реализацию и использование семян, апробацию сортовых посевов, экспертизу качества семян, государственный сортовой и семенной контроль.
 2. В систему семеноводства сельскохозяйственных растений входят:
 1) уполномоченный орган и его территориальные органы;
 1-1) местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы);
 2) аттестованные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации и транспортировке семян;
 3) аттестованные в установленном порядке лаборатории по экспертизе качества семян, апробаторы, семенные эксперты.
 Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года № 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона № 116).

 Статья 12. (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

 Глава 4. Производство, заготовка, обработка, хранение, транспортировка, реализация и использование семян

 Статья 13. Требования к производству и использованию семян

 1. Запрещаются реализация и использование для посева (посадки) семян сельскохозяйственных растений:
 1) зараженных карантинными объектами;
 2) если семена принадлежат к сорту:
 не прошедшему государственное сортоиспытание;
 не включенному в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, или признанному неперспективным в Республике Казахстан;
 3) не прошедших экспертизу на посевные качества в порядке, установленном настоящим Законом.
 2. Запрещаются реализация, а также использование для посева (посадки) в аттестованных в соответствии с настоящим Законом элитно-семеноводческих и семеноводческих хозяйствах семян, не соответствующих по сортовым и посевным качествам требованиям законодательства Республики Казахстан.
 2-1. Не допускаются к реализации и использованию для посева (посадки) семена, не соответствующие требованиям технических регламентов.
 3. Разрешается высев семян сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, за исключением семян сортов, полученных на основе генной инженерии (генетически модифицированных), в случаях, если:
 1) они используются для селекционных и исследовательских работ, а также в целях проведения испытаний в производственных условиях (при наличии положительных результатов испытания сорта сельскохозяйственного растения другими организациями Республики Казахстан или уполномоченных органов других государств) с условием одновременной передачи сорта для проведения государственного сортоиспытания;
 2) их размножение предусмотрено международным договором для вывоза за пределы Республики Казахстан.
 4. Партии семян сортов сельскохозяйственных растений, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, и (или) исключенных из него, могут использоваться в порядке исключения в последующие три года без права реализации на семенные цели.
 5. Физические и юридические лица, не аттестованные в порядке, установленном настоящим Законом (за исключением агента), могут осуществлять производство и использование семян только для собственных нужд без права реализации.
 Агент осуществляет возложенные на него функции в пределах компетенции, определенной Правительством Республики Казахстан, на основании договора с уполномоченным органом и в соответствии с Правилами формирования, хранения и использования государственных ресурсов семян.
 Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2006 № 209(порядок введения в действие см. ст.2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 14. Права и обязанности производителей семян

 1. Производители семян имеют право самостоятельно определять объемы производства семян, за исключением аттестованных производителей семян, которые должны обеспечить производство семян в объемах, не менее установленных уполномоченным органом квот.
 2. Производители семян обязаны:
 1) соблюдать утвержденные уполномоченным органом технологические требования, схемы производства, правила хранения и реализации семян, обеспечивать их количественную и качественную сохранность;
 2) использовать для посева семена сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, а также сортов, признанных перспективными;
 3) при производстве элитных семян с целью их дальнейшей реализации, в том числе за пределы государства, приобретать оригинальные семена сортов и родительские формы гибридов;
 4) при реализации семян представлять документы, подтверждающие их сортовые и посевные качества, а также характеристику (описание) сорта;
 5) проводить апробацию сортовых посевов в порядке, установленном уполномоченным органом;
 6) проводить экспертизу посевных качеств семян, предназначенных для реализации, использования на посев и создания страховых и переходящих фондов;
 7) обеспечивать систематическое обследование посевов (посадок), территорий, семяочистительных машин и механизмов, складов на выявление карантинных объектов и проводить мероприятия по борьбе с ними;
 8) создавать страховые и переходящие фонды семян сельскохозяйственных растений за счет собственных средств в объемах, согласованных с уполномоченным органом;
 9) исключен Законом РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2);
 10) проводить сортообновление и сортосмену в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом;
 11) гарантировать соответствие семян, подлежащих реализации, сортовым и посевным качествам, указанным в документе на семена;
 12) вести учет количества, происхождения реализованных и использованных на собственные нужды семян, их сортовых и посевных качеств.
 Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 15. Агроэкологические зоны для производства семян сельскохозяйственных растений

 Сноска. Статья 15 исключена Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 16. Реализация и транспортировка партий семян

 1. Реализация и транспортировка партий семян осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 2. Партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном (упакованном) или незатаренном состоянии (насыпью).
 3. При реализации и транспортировке партий семян в затаренном (упакованном) состоянии их тара и упаковка должны иметь этикетки установленных форм.
 4. Реализация и транспортировка оригинальных и элитных семян разрешаются только в затаренном (упакованном) состоянии.
 5. При реализации и транспортировке семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта каждой партии семян, происхождении и качестве семян.
 6. Партии семян, обработанные химическими и биологическими препаратами, должны находиться в затаренном (упакованном) состоянии. Тара и упаковка этих семян должны иметь соответствующие надписи, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.
 7. При реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименовании сорта, происхождении и качестве семян, а также распространять заведомо ложную рекламу о партиях семян в средствах массовой информации.

 Статья 17. Государственные ресурсы семян, страховые и переходящие фонды

 1. Государственные ресурсы семян являются государственными запасами семян сельскохозяйственных растений, созданными и предназначенными для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, устойчивого обеспечения потребностей Республики Казахстан в семенном материале, проведения сортообновления, сортосмены, обеспечения выполнения межгосударственных соглашений.
 2. Формирование государственных ресурсов семян осуществляется уполномоченным органом.
 3. Страховые фонды семян представляют собой запасы семян сельскохозяйственных растений и формируются сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно для обеспечения посева в случае неурожая.
 4. Переходящие фонды семян представляют собой запасы семян озимых сельскохозяйственных растений и формируются сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно.

 Статья 18. Заготовка, обработка, хранение и использование семян

 1. Порядок организации заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений определяется уполномоченным органом.
 2. Использование семян, которые являются объектом исключительных прав патентообладателя, допускается в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

 Статья 19. Ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан партий семян

 1. Ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан партий семян осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
 2. Разрешаются ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан.
 3. Допускается ввоз в Республику Казахстан партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, и (или) предназначены для научных исследований и государственных испытаний на патентоспособность и хозяйственную полезность, а также в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 13 настоящего Закона.
 4. Допускается по согласованию с уполномоченным органом вывоз партий семян сортов сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, при условии обеспечения полной потребности республики в данных семенах, а также партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний на патентоспособность и хозяйственную полезность, производства элитных семян.
 5. Ввозимые в Республику Казахстан и вывозимые из Республики Казахстан партии семян должны сопровождаться документами, удостоверяющими их сортовые и посевные качества, и соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными документами по стандартизации в области семеноводства.
 6. Ввоз в Республику Казахстан партий семян сортов, полученных на основе генной инженерии (генетически модифицированных), допускается по согласованию с уполномоченным органом.
 7. Ввозимые в Республику Казахстан партии семян подлежат контролю по карантину растений, фитосанитарной и семенной экспертизе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
 Сноска. В статью 19 внесены изменения - Законом РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. статью 2).

 Статья 20. Гарантии качества семян

 1. Реализаторы семян гарантируют соответствие сортовых и посевных качеств семян сведениям, указанным в сопроводительных документах, подтверждающих их качество.
 2. В случае несоответствия сортовых и посевных качеств семян сведениям, указанным в сопроводительных документах, реализаторы семян несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
 3. Гарантии на приобретенные семена действуют в течение срока, установленного нормативными правовыми актами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области семеноводства.
 Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 5. Порядок определения сортовых и посевных качеств семян

 Статья 21. Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений

 1. Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством апробации посевов, грунтовой оценки и лабораторных сортовых испытаний в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, нормативными документами по стандартизации, и является обязательным для аттестованных производителей семян.
 2. Обязательной апробации подлежат сортовые посевы сельскохозяйственных растений, семена с которых предназначены для реализации или использования субъектами семеноводства на собственные семенные посевы.
 3. Грунтовой оценке подлежат оригинальные и элитные семена сортов сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан.
 4. Лабораторным сортовым испытаниям подлежат предназначенные для последующей реализации элитные семена и семена первой репродукции сортов сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан.
 Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 22. Определение посевных качеств семян

 1. Определение посевных качеств семян, подлежащих реализации и использованию для посева, проводится посредством отбора проб семян и последующего их анализа в лабораториях по экспертизе качества семян, аттестованных в порядке, установленном настоящим Законом.
 2. Отбор проб из партий семян, подлежащих реализации, производится государственными инспекторами по семеноводству уполномоченного органа при участии представителя производителя семян.
 3. Отбор проб из партий семян, предназначенных только для посева, производится аттестованными семенными экспертами по заявке производителей семян и (или) производителями семян (их представителями), прошедшими соответствующую подготовку в аттестованных лабораториях по экспертизе качества семян.

 Статья 23. Документирование семян

 1. Реализация семян на внутреннем рынке, при экспорте и импорте, а также использование семян для посева без соответствующих документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, не допускаются.
 2. При реализации и транспортировке оригинальные, суперэлитные и элитные семена сопровождаются аттестатом на семена, семена первой и последующих репродукций - свидетельством на семена.
 3. В случае использования субъектами семеноводства для посева семян собственного производства документами, подтверждающими их сортовые и посевные качества, являются акт апробации и удостоверение о кондиционности семян либо акт апробации и результат анализа семян.
 4. Аттестат на семена или свидетельство на семена выдаются производителями семян на основании выданных аттестованными апробаторами и лабораториями по экспертизе качества семян документов, подтверждающих их сортовые и посевные качества (акт апробации сортовых посевов, удостоверение о кондиционности семян, результаты анализа семян).

 Статья 23-1. Общие требования безопасности при утилизации и уничтожении семян

 1. Семена, признанные по результатам семенной экспертизы непригодными для использования по назначению, подлежат дополнительной обработке, утилизации и (или) уничтожению в порядке, установленном техническими регламентами.
 Семена на период, необходимый для проведения экспертизы и принятия решения о возможности их дальнейшего использования или необходимости уничтожения, подлежат хранению в отдельных помещениях с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность.

 2. Расходы, связанные с транспортировкой, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением семян, непригодных для использования по назначению, оплачиваются их владельцем.
 Сноска. Статья 23-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. статью 2).

 Статья 23-2. Требования к информации о безопасности и качестве семян

 В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности семян и процессов их жизненного цикла, производители семян обязаны предоставлять покупателям и (или) потребителям полную и достоверную информацию о показателях безопасности и качества семян.
 Сноска. Статья 23-2 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 5-1. Сортоиспытание сельскохозяйственных растений

 Сноска. Закон дополнен главой 5-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 23-3. Экспертиза и испытание сортов на патентоспособность и хозяйственную полезность

 Патентоспособность и хозяйственная полезность сортов сельскохозяйственных растений оцениваются по данным государственного испытания и (или) заявителя в соответствии с перечнями родов и видов растений, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 23-3 с изменением, внесенным Законом РК от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 23-4. Источники финансирования сортоиспытания сельскохозяйственных растений

 Финансирование расходов по сортоиспытанию сельскохозяйственных растений производится за счет:
 1) бюджетных средств;
 2) средств, поступающих в порядке оплаты услуг в сфере государственного сортоиспытания;
 3) средств от реализации продукции, полученной в результате сортоиспытания сельскохозяйственных растений;
 3-1) средств, поступающих в порядке оплаты услуг по проведению лабораторных сортовых испытаний оригинальных, элитных семян и семян последующих репродукций;
 3-2) средств от реализации печатной продукции и информационных бюллетеней в области сортоиспытания сельскохозяйственных растений;
 4) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 23-4 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Глава 6. Разрешение споров и ответственность в области семеноводства

 Статья 24. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области семеноводства

 Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области семеноводства, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о семеноводстве

 Нарушение законодательства Республики Казахстан о семеноводстве влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 25 в редакции Закона РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Президент
 Республики Казахстан 

 

Электронно-цифровая
подпись

Подробнее ...

 

 

Актуальная информация

 

Служба поддержки

Ластовец Татьяна Владимировна
Ведущий специалист отдела информационных технологий и государственных услуг

-
Инструктор отдела информационных технологий и государственных услуг
тел. 8 (7152) 50-21-98