Нормативно-правовые акты

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149

О занятости населения

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149

Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 3; ст. 18; "Казахстанская правда" от 30 января 2001 г. N 25-26; "Юридическая газета" от 31 января 2001 года N 5

 
 Сноска. По тексту слова "Уполномоченный орган по вопросам занятости" заменены словами "Уполномоченный орган" - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

 Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения.

Глава 1. Общие положения

 Статья 1. Основные понятия

 В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

 1) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономически активного населения;

 2) безработные - лица трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не занимаются трудовой деятельностью, приносящей доход, ищущие работу и готовые трудиться;

 3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя;

 4) длительная безработица - безработица длительностью двенадцать и более месяцев;

 5) занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных потребностей, не противоречащих Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан, и приносящая им заработок или доход;

 5-1) квота на привлечение иностранной рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения Республики;

 6) малообеспеченные лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь;

 7) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению уполномоченных органов по вопросам занятости для обеспечения их временной занятостью;

 8) продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект;

 9) рантье - лицо, основным источником дохода которого являются проценты от предоставленных в ссуду денег или от приобретаемых ценных бумаг;

 10) рынок труда сфера формирования спроса и предложения на экономически активное население;

 11) самостоятельно занятые - трудоспособные лица, обеспечивающие себя работой;

 12) свободно избранная занятость - деятельность граждан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбору места работы и профессии;

 13) социальная защита от безработицы - комплекс мер, осуществляемых государством в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;

 13-1) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда;

 14) (исключен от 15 мая 2007 г. N 253 )

 14-1) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения;

 15) Уполномоченный орган - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне (в дальнейшем - уполномоченный орган);

 16) целевые группы - группы лиц, установленные настоящим Законом, как испытывающие затруднения в трудоустройстве и требующие социальной защиты;

 17) центральный исполнительный орган - государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;

 18) частное агентство занятости - любое физическое и юридическое лицо, оказывающее содействие в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

 19) экономически активное население (рабочая сила) население в трудоспособном возрасте (занятые в экономике и безработные);

 20) экономически неактивное население это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения, неработающие и не ищущие работу граждане, в том числе: домохозяйки, неработающие инвалиды, неработающие пенсионеры, учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру), рантье, а также лица, получающие доход от сдачи в аренду движимого или недвижимого имущества.
 Сноска. Cтатья 1 с изменениями, внесенными Законами РК от 27 января 2004 г. N 524 (вводится в действие с 1 марта 2004 г.); от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15 мая 2007 г. N 253; от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 2. Занятое население

 К занятому населению относятся лица:
 1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;
 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
 3) самостоятельно занятые;
 4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
 5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;
 6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
 7) проходящие службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
 8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.
 Сноска. Статья 2 в редакции - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

 Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения

 1. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

 2. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.

 3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
 Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

 Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения

 1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

 2. Государственная политика в сфере занятости направлена на:
 1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;
 2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест;
 3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;
 4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
 5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;
 6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;
 7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
 8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
 9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;
 10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;
 11) формирование единой информационной базы рынка труда;
 12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;
 13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;
 14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;
 15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.
 Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).

 Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости населения

 1. Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения:
 1) (исключен от 15 мая 2007 г. N 253)
 2) социальную защиту от безработицы;
 3) содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов.

 2. Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.
 В целевые группы входят:
 малообеспеченные;
 молодежь в возрасте до двадцати одного года;
 воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;
 одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
 граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;
 лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту);
 инвалиды;
 лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
 лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
 оралманы;
 выпускники организаций высшего и послевузовского образования;
 лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица либо прекращением деятельности работодателя-физического лица, сокращением численности или штата работников.
 Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.
 Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.05.2007 N 253; от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Глава 2. Реализация государственной политики занятости

 Статья 6. Центральный исполнительный орган

 1. Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан.

 2. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан:
 1) осуществлять методическое и организационное руководство уполномоченными органами;
 2) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
 3) разрабатывать Республиканскую программу занятости населения;
 4) принимать участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;
 5) исключен Законом РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
 6) распределять квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы;
 7) совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве;
 8) формировать единую информационную базу рынка труда;
 9) разрабатывать и утверждать формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан".
 3. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
 Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 11.01.2007 N 218 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 7. Местные исполнительные органы

 Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем:
 1) разработки и исполнения региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости;
 2) ежегодного определения целевых групп, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальных мер по их защите;
 3) поддержки создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
 4) оказания социальной защиты безработным;
 5) организации общественных работ;
 5-1) выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостановки и отзыва указанных разрешений;
 5-2) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест;
 5-3) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
 5-4) организации социальных рабочих мест;
 5-5) установления квоты рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
 5-6) установления квоты рабочих мест для несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;
 6) осуществления других мероприятий, способствующих занятости населения.
 Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 27 января 2004 г. N 524 (вводится в действие с 1 марта 2004 г.); от 13 апреля 2005 г. N 40 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действие см. ст.2). 

 Статья 8. Уполномоченный орган

 1. Уполномоченный орган обязан: V021904
 1) информировать обращающихся граждан и безработных о возможности получения работы, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой;
 2) оказывать содействие гражданам и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения;
 3) формировать банк данных по рынку труда;
 4) не позднее десяти дней со дня обращения лиц регистрировать, ставить их на учет;
 5) оказывать бесплатные услуги гражданам и безработным в профессиональной ориентации;
 6) направлять безработных с их согласия на общественные работы;
 7) направлять безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройства;
 7-1) направлять на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных в случае их обращения;
 7-2) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
 8) выдавать безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;
 9) анализировать, прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда;
 10) реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, обеспечивающие содействие занятости целевым группам.

 2. Уполномоченный орган имеет право:
 1) направлять граждан и безработных к работодателям при наличии у последних потребности в рабочей силе;
 2) вносить в местные исполнительные органы предложения по подготовке и проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории;
 3) запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям);
 4) оказывать трудовое посредничество;
 5) исключен Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
 Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными Законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 9. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

 1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости путем:
 1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
 2) развития системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала;
 2-1) подготовки кадров через организации образования, реализующие учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
 3) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений;
 4) содействия в организации и проведении общественных работ;
 5) финансирования общественных работ за счет собственных средств;
 6) принятия на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях;
 7) страхования работников в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

 2. Работодатель обязан:
 1) предоставлять уполномоченному органу в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица либо прекращением деятельности работодателя-физического лица , сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за два месяца до начала высвобождения;
 1-1) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
 2) направлять уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления;
 3) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему уполномоченным органом граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном уполномоченным органом;
 4) выполнять установленную квоту рабочих мест для инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;
 5) представлять уполномоченному органу сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации.

 3. Ответственность работодателей за нарушение требований настоящей статьи наступает в соответствии с законами Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 07.05.2007 N 244; от 15.05.2007 N 253; от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

 Статья 10. Частное агентство занятости

 1. Частное агентство занятости имеет право:
 1) консультировать обратившихся лиц по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения;
 2) предоставлять информацию о возможности трудоустройства и оказывать обратившимся лицам содействие в трудоустройстве;
 3) формировать сведения о работодателях и лицах, желающих трудоустроиться;
 4) осуществлять подбор работников с учетом их соответствия квалификационным требованиям работодателя;
 5) осуществлять набор работников для трудоустройства из одной страны в другую при наличии международных договоров;
 6) организовывать профессиональную подготовку и переподготовку обратившихся лиц с последующим трудоустройством;
 7) оформлять разрешительные документы на вывоз в случае трудоустройства лиц за границей.
 2. Частное агентство занятости обязано:
 1) не допускать любых форм дискриминации;
 2) обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от обратившихся лиц;
 3) не допускать эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации;
 4) заключать договоры с обратившимися лицами о предоставлении услуг по трудовому посредничеству.
 3. Частные агентства занятости взаимодействуют с государственными органами, работодателями по вопросам трудоустройства, создания рабочих мест и реализации программ занятости.
 4. Деятельность, связанная с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, осуществляется частными агентствами занятости при наличии лицензии на право занятия таким видом деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
 Привлечение иностранной рабочей силы, а также вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу осуществляются только при условии гарантирования работодателями возврата работника по истечении срока договора в свою страну путем внесения на имя работника гарантийного взноса в банки страны трудоустройства.
 Порядок, условия внесения и размеры гарантийного взноса в банки Республики Казахстан определяются Правительством Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 10 в редакции - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования). Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); Законом РК от 6 июля 2007 года N 276.

 Статья 11. Привлечение иностранной рабочей силы

 1. В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
 Нормы настоящего Закона о квотировании иностранной рабочей силы и выдаче разрешений на ее привлечение не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства:
 работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей и специалистов с послесредним и высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
 работающих в автономных организациях образования, их организациях, а также в «Назарбаев Фонд» на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием.

 2. Центральный исполнительный орган распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы.

 2-1. Местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, за исключением лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения.

 3. Порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы определяются Правительством Республики Казахстан.

 4. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с квалификационным справочником работ и профессий и квалификационным справочником должностей служащих.

 5. Условия и порядок выдачи лицензий на деятельность, связанную с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, определяются Правительством Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 05.06.2006 N 146 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 06.07.2007 N 276; от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 19.01.2011 № 395-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 12. Республиканская и региональные программы занятости населения

 1. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие:
 1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
 2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
 3) организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
 4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
 5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;
 6) организацию и совершенствование общественных работ;
 7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
 8) интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
 9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
 10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

 2. Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 Сноска. В статью 12 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

 Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы

 Статья 13. Права граждан в сфере занятости
 Сноска. Статья 13 исключена в соответствии с Законом РК от 15 мая 2007 г. N 253.

 Статья 14. Государственная социальная защита от безработицы

 Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы: P090603
 1) содействие в трудоустройстве;
 2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
 3) организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
 3-1) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
 4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.
 Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

 Статья 15. Регистрация безработных

 1. Лица, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган по месту жительства за содействием в трудоустройстве.
 Примечание РЦПИ!
 В пункт 2 предусмотрены изменения Законом РК от 12.01.2007 N 224 (вводятся в действие с 01.01.2012).
 2. Решение о признании лица, ищущего работу, безработным принимается уполномоченным органом при предъявлении следующих документов:
 удостоверения личности (паспорта);
 документов, подтверждающих трудовую деятельность;
 свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК);
 регистрационного номера налогоплательщика (РНН).
 3. Кроме документов, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер).
 4. Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел.
 5. Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными органами уполномоченного органа по вопросам миграции населения.
 6. Уполномоченный орган не позднее десяти календарных дней со дня предъявления документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, регистрирует обратившихся лиц в качестве безработных по месту их жительства путем занесения сведений в карточку персонального учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом.
 7. Безработные, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
 Сноска. Статья 15 в редакции - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования). Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 6 июля 2007 года N 276.

 Статья 16. Снятие с учета безработного

 1. Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:
 1) письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
 2) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
 3) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
 4) самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
 5) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа, предусмотренных пунктом 7 статьи 15 настоящего Закона;
 6) перемены места жительства;
 7) отнесения к категории занятых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона;
 8) осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
 9) назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 2. Безработные, снятые с учета в соответствии с подпунктами 1)-6) пункта 1 настоящей статьи, повторно могут зарегистрироваться в уполномоченном органе только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета.
 Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

 Статья 17. Обязанности зарегистрированных безработных

 1. Безработные обязаны:
 1) соблюдать настоящий Закон;
 2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;
 3) обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;
 4) своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:
 перемену места жительства;
 трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;
 занятие предпринимательской деятельностью;
 учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
 установление или изменение группы инвалидности;
 назначение пенсии и получение иных доходов.

 2. В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
 Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

 Статья 18. Подходящая работа

 1. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных также работа в режиме гибкого и неполного рабочего времени. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

 2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
 3. Для занятых из числа малообеспеченных подходящей считается работа, соответствующая условиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, среднемесячная заработная плата за которую выше, чем по их последнему месту работы.
 Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 15 мая 2007 г. N 253; от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

 Статья 18-1. Социальное рабочее место

 1. Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.
 2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.
 3. Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
 1) предназначено специально для целевых групп;
 2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
 4. Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.
 Сноска. Глава дополнена статьей 18-1 - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

 Статья 19. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

 1. Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:
 1) безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации;
 2) занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных;
 3) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV.

 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
 Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется с учетом требований трудового законодательства Республики Казахстан.
 Безработные, занятые и лица, занятые уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые группы.

 4. Лица, направленные уполномоченным органом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации , самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении года со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
 Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными Законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 20. Общественные работы

 1. Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются за счет бюджетных средств и средств работодателей по их заявкам.

 2. Участие граждан в общественных работах осуществляется в порядке очередности согласно дате регистрации. Право в приоритетном порядке участвовать в общественных работах имеют безработные, входящие в целевые группы.

 3. Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.

 4. Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:
 1) предназначены специально для безработных;
 1-1) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
 2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
 3) возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику;
 4) обладают экономической, социальной и экологической полезностью для региона;
 5) предоставляют возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования.

 5. По решению местных исполнительных органов:
 1) определяются спрос и предложение на общественные работы;
 2) утверждаются перечень организаций в регионах, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.

 6. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

 7. Порядок организации и финансирования общественных работ определяется Правительством Республики Казахстан.

 8. На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.

 9. Настоящим Законом не регулируются правоотношения по привлечению к общественным работам, предусмотренным уголовным законодательством.
 Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.05.2007 N 253; от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Глава 4. Государственный контроль и отчетность в сфере занятости населения

 Сноска. Заголовок главы 4 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 21. Ведомственное статистическое наблюдение в сфере занятости населения

 Сноска. Заголовок в редакции Закона РК от 19.03.2010 № 258-IV.

 1. Для объективной оценки положения в области занятости населения, а также ситуации на рынке труда, ее прогнозирования и регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан проводятся ведомственные статистические наблюдения.

 2. Физические и юридические лица, занимающиеся трудовым посредничеством, а также работодатели, получившие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны представлять первичные статистические данные в уполномоченный орган и органы внутренних дел в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 3. Уполномоченные органы обмениваются на безвозмездной основе с уполномоченным органом в области государственной статистики, налоговыми органами, органами внутренних дел и другими заинтересованными государственными органами на республиканском и региональном уровнях отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 4. Уполномоченные органы представляют первичные статистические данные в центральный исполнительный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
 Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 06.07.2007 N 276; от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 22. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере занятости населения

 Сноска. Заголовок статьи 22 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Государственный контроль в сфере занятости населения осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными подразделениями.
 Государственный контроль в сфере занятости населения участниками регионального финансового центра города Алматы осуществляют государственные инспекторы труда уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.
 Сноска. В статью 22 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 5 июня 2006 года N 146 (порядок введения в действие см. ст.2); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

 Статья 22-1. Государственный контроль в сфере занятости населения

 1. Государственный контроль в сфере занятости населения осуществляется в форме проверки и иных формах.
 2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
 Сноска. Статья 22-1 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

 Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о занятости населения

 Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о занятости населения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
 Сноска. В статью 23 внесены изменения - Законом РК от 27 января 2004 г. N 524 (вводится в действие с 1 марта 2004 г.); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
 

Президент
Республики Казахстан

 

Электронно-цифровая
подпись

Подробнее ...

 

 

Актуальная информация

 

Служба поддержки

Ластовец Татьяна Владимировна
Ведущий специалист отдела информационных технологий и государственных услуг

-
Инструктор отдела информационных технологий и государственных услуг
тел. 8 (7152) 50-21-98